"Радуга творчества"
Программа занятий
Изучение нетрадиционных способов рисования — это сложный процесс, который включает несколько этапов:
Первый этап – начальный.
Цель этапа: изучение наиболее простых способов нетрадиционного рисования.
Задачи:
- расширить представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- формировать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображение и творчество;
- развивать ассоциативное мышление, любознательность и наблюдательность;
- развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- развивать мелкую моторику рук;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
На данном этапе применяются следующие техники и приемы:
- тычок жесткой полусухой кистью;
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки (ниткография);
- пластилин (пастилинография) и др.
Второй этап – основной.
Цель: овладение более трудными методами и техниками рисования.
Задачи:
- овладение нетрадиционными приемами и техниками рисования;
- проявление творческой активности при рисовании нетрадиционными материалами;
- формирование умения передавать образы предметов окружающего мира разными изобразительными средствами;
- развитие познавательного интереса детей;
- повышение уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта детей;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
На данном этапе применяются следующие техники и приемы:
- рисование солью, крупой;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- ниткография;
- по – сырому;
- набрызг;
- по – оттиску.
Третий этап – заключительный.
- диагностика развития творческих способностей детей;
- разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;
- проведение итогового занятия.
На занятиях по обучению нетрадиционным техникам рисования используются также и психологические техники и приемы, такие, как:
- музыкальная терапия;
- сказкотерапия.
Рисование в нетрадиционных техниках также являются элементом арт-терапии (в психологии), который активно применяется в работе не только с детьми, но и с взрослыми. Дело в том, что данный вид творчества помогает детям выплескивать свои скрытые чувства и эмоции социально-приемлемым способом – рисованием. Также, в процессе рисования ребенок полностью расслабляется, испытывает чувство защищенности и комфорта.
Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво.
Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет:
- на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Материалы, необходимые для работы:
- акварельные краски, гуашь, пластилин;
- восковые мелки, свечи;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- трубочки для коктейля;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки, бумажные;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти;
- кисти; крупа;
- нитки;
- цветная бумага, ножницы;
- магнитофон;
- сборник арт-терапевтических сказок;
- терапевтические звуки и мелодии и др.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»